Для современного общества важным является защита детей от участия в конфликтах, насилии и других формах агрессивного поведения. Однако, в настоящее время, растет нестабильность, усиливается напряжение, постоянно вспыхивают новые конфликты различных уровнях. При возникновении конфликта у индивида меняется эмоциональный фон настроения, поведение становится стереотипизированным, теряется способность адекватно принимать решения. В случае, если стороны конфликта неспособны к взаимопониманию, отсутствуют психические ресурсы совладания со своими негативными эмоциями, они пытаются решить противостояние «простым» путем: через угрозы, манипуляцию или применение силы.
Для ребенка школа является крайне важным элементом социальной жизни: в ней он проводит большую часть времени, учится строить отношения и сталкивается с первыми серьезными конфликтами. Модель решения конфликтов, выработанную в школе, ребенок будет применять во взрослой жизнь. Так как же помочь ему научиться наиболее конструктивно решать возникшие разногласия?С целью разрешения межличностных конфликтов в России с 2000 года создаются школьные службы примирения. Назначение службы – способствовать складыванию и развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, к мирному разрешению споров и конфликтных ситуаций и закреплению этого как культурной традиции. Для ее осуществления работает команда взрослых и школьников разных классов. За эти годы школьные службы примирения созданы во многих регионах и городах России: Москве, Пермском крае, Волгограде и Волжском, Великом Новгороде, Казани, Тюмени и других. Однако в Саратовской области этот проект только начинает набирать обороты.В рамках совместного пилотного проекта факультета психологии СГУ и аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области была сформирована программа подготовки учащихся к выполнению примирительныхпроцедур в школе. Рабочей площадкой выступила 19 средняя общеобразовательная г. Энгельса. Психологом школы, Кузнецовой Еленой Георгиевной, была собрана группа из 12 детей в возрасте от 13 до 15 лет.С ребятами была проведена серия обучающих тренингов «Жить в мире с собой и другими». Для лучшего усвоения материала детьми тренинги велись в игровой форме: дети много двигались, рисовали, пробовали изобразить эмоции так, чтобы их верно поняли. В рамках тренингов мы разобрали следующие вопросы: правила и структура медиации, навыки планирования и организации медиативных процедур, способы и методы ведения индивидуальной и групповой дискуссии в ходе примирения. Дети узнали о причинах конфликтов и способах их минимизации, проработали навыки бесконфликтного поведения, выяснили собственные стратегии ведения переговоров и обсудили, как можно сделать их более конструктивными. Во время тренингов ее участники пробовали занять позицию медиатора и решить выбранный конфликт максимально эффективным способом. На завершающем, испытательном занятии дети смогли самостоятельно рассказать нам о базовых понятиях медиации, о том, как она проходит, что необходимо для комфортного проведения встречи конфликтующих сторон. В качестве тестового задания ребята решали заданный конфликт, разыгранный участниками тренинга с помощью ведущих.Во время подведения итогов, школьники отметили, что узнали много новой информации, которая несомненно поможет им выходить из конфликтов и обходить конфликтные ситуации в будущем. Практически все участники выразили желание продолжить обучение, чтобы после него иметь возможность стать волонтерами в школьной службе примирения.Источник: Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2016. 339 с.