Одна из сфер совместной деятельности педагога и психолога в современной школе- работа с одаренными детьми. Дети с высокой познавательной активностью, развитыми творческими способностями, оригинальностью ассоциативного мышления, умеющие планировать предстоящую деятельность в ситуации классно-урочной системы обучения зачастую не получают должного внимания со стороны педагогов. Один из обучающих семинаров по работе с одаренными детьми прошел в форме создания своеобразных проектов. Обозначив перед собой определенную проблему – сопровождение одаренного ребенка, педагоги формулировали и задачи сопровождения, включающие в себя ряд этапов от выявления детей с разными видами одаренности до планирования сопровождающей работы, включения в учебный план курсов по выбору, создание профильных классов и другие формы работы с детьми, часть из которых были реализованы в последующей сопровождающей работе с детьми.
Методический семинар в форме деловой игры по обучению навыкам проектной деятельности«Работа с одаренными детьми»
Цель - просветительская работа с педагогами по формированию у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Создание условий, способствующих выявлению, сопровождению и развитию детей с разными видами одаренности.
1. Продолжить высказывание «Одаренный ребенок – это…».2. Портрет одаренного ребенка (таблица заполняется коллективно, качества фиксируются на школьной доске).
Положительные качества
Отрицательные качества
Педагоги отметили, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у одаренных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах. 3. Опираясь на изложенные ниже этапы, создать проект сопровождения одаренного ребенка, исходя из особенностей учебного предмета. (Задание дается каждому руководителю МО и педагогам). 20 минутЭтапы:1. Постановка проблемы.2. Формулирование цели и результата проекта.3. Формулирование задач, решаемых в результате реализации проекта.4. Определение этапов работы.5. Сроки, смета, ответственные.6. Реализация проекта.7. Оценка результатов деятельности.4. Защита проекта представителями кафедр.В результате защиты проектов педагоги выходили на новые формы сопровождающей работы, делились имеющимся опытом работы с одаренными учащимися, выдвигали предложения по созданию профильных классов, курсов по выбору, занятий по интересам, факультативов по учебным предметам.
5. Рассмотрение и принятие комплексной программы сопровождения (предлагается вариант программы сопровождения в начальной школе)
Цель:
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Организация проблемного семинара «Одаренные дети, выявление, обучение, развитие»
Сентябрь
Психолог, руководительМО
2.
Консультации для классных руководителей по выявлению познавательной и творческой одаренности учащихся, уточнение «банка данных» одаренных детей.
Октябрь
Психолог, руководитель МО
3.
Консультационно-методическая работа по сопровождению и созданию образовательного маршрута для одаренных детей
4.
Педсовет «Мониторинг качества образовательной среды»
Кафедра учителей начальных классов «Психологический анализ современного урока»
Ноябрь
Директор, зам. директора по УВРПсихолог
5.
Семинар для воспитателей ГПД «Восприятие и понимание воспитателем учащихся»
Декабрь
Психолог
6.
МО учителей начальных классов «Критерии оценки труда учителя по повышению качества знаний и воспитанию нравственности учащихся»
Январь
7.
МО учителей начальных классов «Формирование учебной мотивации на уроках в начальной школе» Консультации для педагогов по итогам диагностик, коррекция «банка данных».
Март –апрельАпрель - май
Консультации для родителей «Если ваш ребенок одарен»
Согласование образовательного маршрута с родителями учащихся.
Педагог
Информационно-психологический вестник «Режимные моменты в жизни школьника»
Консультация для родителей. Рекомендации по организации режима учебных и внеучебных нагрузок для одаренных учащихся.
Методический вестник «Одаренный ребенок в школе»
Март
Групповые консультации по итогам комплексных диагностик Родительские собрания «Готовимся к конкурсным испытаниям» (для родителей 4 классов)РС «Формирование учебной мотивации» (2 классы)
Апрель - май
Создание и уточнение «базы данных» с учетом академических достижений, творческих способностей учащихся, результатов школьных олимпиад.
СентябрьОктябрь
ПсихологПедагог
Согласование образовательного маршрута с учащимся
Руководитель МО, педагог, психолог
Изучение уровня воспитанности учащихся
Классный руководитель, социальный педагог
Посещение уроков с целью наблюдения за учащимися.
В течение года
Психолог, зам. директора.
Групповые развивающие занятия по развитию креативности
ДекабрьАпрель
1.Изучение мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка
2. Углубленное изучение личностных особенностей.
Изучение микроклимата в коллективе с целью исследования межличностных отношений.
Анкетирование по вопросам здоровьесбережения
Февраль
8.
Привлечение к участию в общешкольных мероприятиях, концертах, соревнованиях учащихся с разными видами одаренности
Педагог- организатор, учитель физ. воспит.
9.
Привлечение к участию в конкурсах «Кенгуру», «Медвежонок», «Бусляня», предметных олимпиадах.
Зам. директора, психолог, педагоги
10.
Контроль за учебно-физической нагрузкой, рациональным использованием свободного времени
Зам. директора Педагог
Семенок В.В., педагог-психолог гимназии № 11