Как развить способности?

Этот вопрос волнует всех. Конкретных ответов на него столь же много, сколь много различных способностей. Ведь способности бывают всегда к чему-то, к какому-то определенному роду деятельности. Человек, мало способный к музыке, может быть способнейшим конструктором, садоводом и, наоборот, конечно.

Как развить способности?

Способности, по определению науки, — это совокупность достаточно устойчивых, хотя и изменяющихся качеств личности человека, определяющих успешность обучения чему-либо и совершенствования. При всем разнообразии способов развития конкретных способностей есть и ряд общих правил.
Первое из них — целенаправленность. Очевидно, прежде всего следует определить, какие из способностей и в каком направлении нужно развивать. Все психологические качества личности и, следовательно, все способности развиваются только в процессе деятельности, для которой они необходимы. Именно об этом говорит поговорка: «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду». Глубоко ошибаются те, кто думает, что можно укрепить волю, не выполняя волевых действий, улучшить память, не запоминая чего-либо, развить бесстрашие, не имея дела с опасностями и риском, а только говоря о значении всего этого.

Чем лучше человек сознает значение своих действий, тем лучше в процессе их исполнения формируются соответствующие способности. Запоминание материала, не известно для чего нужного, не развивает памяти. Качества личности совершенствуются, если человек решает ту или иную практическую задачу, пускай самую маленькую, пускай самую простую.
Сознательность выполняемых действий обычно связана с активным стремлением сделать заданное наиболее успешно, так как известна и осознана его конечная цель. Поэтому без проверки результатов запоминания память развиваться не будет. Это же относится и к улучшению глазомера, наблюдательности и других способностей, хотя не все из них одинаково легко могут быть проверены и оценены.

Психологические качества человека формируются наиболее плодотворно не в одном, а в различных видах его деятельности и при постоянном усложнении задач. Простые, легкие задания не развивают способности человека. Задание всегда должно быть посильным: хотя и трудным, но не вызывающим потери веры в свои силы, а следовательно, растерянности и напряженности.
Важные факторы в развитии способностей — повторность, систематичность применения формирующих их средств. Повторение — мать не только учения, но и воспитания. Но главное — желание совершенствовать свои способности и настойчивость в достижении этой цели.

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Сложение и переключение.

Сложение и переключение
Напишите два числа, одно под другим. Например, 4 и 2. Сложите их, единицы суммы напишите рядом сверху, как показано ниже, а верхнее число перенесите вниз. Теперь сложите эти числа. Подготовьте себе следующую пару и продолжайте так дальше.
4 6 0 6 6 2 2 4 6 0 6 6
Это — первый способ задания. По второму — сумму единиц пишите внизу, а нижнее число переносите вверх.
4 2 6 8 4 2
2 6 8 4 2 6
Если, что бывает редко, у вас получатся все время повторяющиеся числа, прибавьте к одному из них единицу.
Немного поупражнявшись, попросите кого-либо через полминуты давать вам команду: «первый», «второй», «первый», «второй», и так далее. Услышав команду, ставьте вертикальную черту и быстро переходите на другой способ работы, стараясь выполнять задание возможно точнее и быстрее.
Проверив записи, вы сможете убедиться, что ошибки будут в основном сразу после переключения с одного способа работы на другой.
Сделав этот опыт с разными людьми,вы убедитесь, что результаты у различных лиц будут разными; они зависят от подвижности нервных процессов, определяющей степень способности к переключению внимания. Утомленный человек это задание выполнит хуже.
Переключение внимания — это его перестройка, переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности.

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Часы и книга. Опыт.

Часы и книга
Если у вас в комнате есть настольные или настенные часы, вы обычно не слышите их тиканья, этот однообразный звук выпадает из вашего внимания.
Попробуйте, читая какую-нибудь книгу, поставить рядом с ней на стол часы и распределять произвольное внимание, одновременно следя за тиканьем часов и продолжая читать книгу. Некоторое время это будет удаваться, но вскоре вы либо станете прерывать чтение, чтобы послушать часы, либо, увлекшись чтением, «забудете» о часах. Я поставил кавычки на слове «забудете», так как здесь дело не в вашей памяти, а именно во внимании.
Внимание — это выделение сознанием одних воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания.
То, к чему привлечено внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное «фоном». «При сосредоточенном думании, при увлечении каким-нибудь делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит, — явная отрицательная индукция», — говорил Павлов о физиологическом механизме отвлечения внимания, которое мы воспроизвели в опыте с одновременным чтением книги и слушанием часов.
Вспомним замечательный образ Ивана Петровича Павлова. Если бы ваша черепная крышка была прозрачной, то можно было бы во время этого опыта наблюдать, как оптимальный очаг возбуждения переходит то в центры, определяющие чтение книги, то — слушанье часов.

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Внушенный ответ.

Внушенный ответ
Спросите кого-нибудь:
— Как называется провод, состоящий из нескольких жил, свитых вместе?
— Кабель, — ответят вам.
— А как называется доска с номерками для учета выхода на работу?
— Табель.
— А кто убил Каина?
Или вот другая задача: чему равен вес кирпича, если он весит один килограмм и еще столько, сколько весит половина кирпича?
На вопрос: «Кто убил Каина?» — почти каждый (я для того и вставил другую задачу, чтобы вы могли проверить это на себе) скажет: «Авель», — хотя все знают, что по библейской легенде Каин Авеля убил. Этот ответ будет внушен стереотипностью окончаний предшествующих ответов.
Многие решат, что вес кирпича не два килограмма, что верно, а полтора, что будет внушено совпадением слов: «весит один килограмм» и «весит половина».
А вот еще задача: Закройте листком бумаги столбик цифр, напечатанный ниже, и, отодвигая ее понемногу вниз, складывайте вслух получаемые суммы: «тысяча, тысяча сорок, две тысячи сорок» и так далее:
1000
40
1000
30
1000
20
1000
10
Большинство складывающих числа в итоге скажет «пять тысяч». Психологическая причина этой ошибки в повторении слова «тысяча».

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Огорчение.

Огорчение

— Если в шестнадцать лет у меня еще не проявилось никаких талантов, значит, ничего хорошего из меня не получится, — вздохнув, сказал Сережа с огорчением. Он был не прав, хотя действительно выдающиеся музыкальные, художественные и литературные таланты нередко проявляются уже в раннем детстве. Моцарт с четырех лет играл на клавесине, в пять лет уже сочинял, в восемь — создал первую сонату и симфонию, а в одиннадцать — написал первую оперу. Глинка в семи-восьмилетнем возрасте развешивал по комнате тазы, устраивая перезвон. У Римского-Корсакова в два года уже проявлялись музыкальные слух и память. Трехлетний Репин вырезывал из бумаги лошадок, а в шесть лет начал рисовать красками. Серов с трех лет лепил, а в шесть — рисовал с натуры и усвоил перспективу. Суриков также рисовал с детства и, по его словам, в лица еще с детства вглядывался: как глаза расставлены, как черты лица составляются. Пушкин начал сочинять стихи, будучи семи-восьмилетним мальчиком. Число примеров можно было бы увеличить.

Но несравнимо большее число детей, поражавших своей одаренностью, так называемых «вундеркиндов», оказалось в дальнейшем пустоцветами. Вместе с тем было немало лиц, оставивших глубокий след в истории культуры и науки, талант которых проявился не сразу, иногда и весьма поздно. Так, у Врубеля это произошло, когда ему было двадцать семь, а у Аксакова еще позже — в пятьдесят лет, что ничуть его не огорчило. Не менее поучителен пример Чайковского. Абсолютного слуха у него не было, на плохую музыкальную память композитор сам жаловался, на рояле играл бегло, но не столь уж хорошо, хотя и музицировал с детства. Композиторской деятельностью Чайковский впервые занялся, уже окончив училище правоведения. И, несмотря на это, он стал гениальным композитором.

А сколько было ошибок в оценках способностей! Сколько было талантливых «пасынков школы»! Знаменитый биолог Линней, физики Франклин и Пьер Кюри, изобретатели Уатт, Морзе и Эдисон, философы Спенсер, Герцен и Белинский, писатели и поэты Вальтер Скотт, Байрон, Эдгар По, Берне, Гоголь и даже Ньютон, Дарвин и Лобачевский считались в школе самыми неспособными учениками. Миньковский, учитель гениального Эйнштейна, считал его в студенческие годы не способным к математике. Шаляпина «по неспособности» не приняли в хористы… Так что в шестнадцать лет, да и значительно позже, нет никаких оснований говорить: «Ничего хорошего из меня уже не получится». Можно говорить только: «Ничего хорошего из меня пока еще не получилось» и не огорчаться.

Однако все же чем раньше человек найдет свое призвание, тот род труда, который ему больше нравится, к которому у него есть стремление, в котором он будет работать с увлечением и успехом, тем лучше. А для этого надо не только иметь представление о различных профессиях, но и о себе самом, о своих способностях к различным профессиям. Помочь в этом призвана та отрасль психологии труда, которая называется профессиональной консультацией. Это и есть психологическая сторона свободного выбора профессий.

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Ты ко мне плохо относишься!

Как часто приходится слышать эти слова! Они вызывают у человека, интересующегося психологией, два вопроса.
Первый и основной вопрос- — что такое психологические отношения.
Владимир Николаевич Мясищев, врач и психолог, много лет работающий над теорией отношений, считает, что «психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности».
В этом смысле отношения присущи только человеку. «Там, где существует какое-нибудь отношение, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — оно существует для меня; животное не «относится» ни к чему и вообще не «относится»; для животного его отношения к другим не существует как отношение». Но обратите внимание, что в конце этой фразы слово «отношение» употреблено и в другом его смысле — как реальная, объективная связь.
Чем более разносторонне развита личность, тем богаче и тоньше ее психологические отношения. Моральное воспитание включает в себя формирование правильных отношений к поступкам — своим и других людей. Отношение человека к другим людям — это его лицо: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты».
Отношение человека к высшим ценностям жизни: родине, труду, коллективу — характеризует уровень его общественного развития.
В. Н. Мясищев не только патопсихолог, но и крупнейший советский психотерапевт.
— Важнейшая задача врача, — говорит он, — заставить больного относиться по-здоровому к своей болезни!
Но слова, поставленные в заголовке, вызывают и второй вопрос. Почему в этой фразе чаще говорят «плохо», чем «хорошо»?
На этот вопрос ответ несложен. Хорошие отношения обычны в обществе, где человек человеку — друг, товарищ и брат, меньше замечаются и о них меньше говорят, чем о нарушении этой нормы. Ведь и здоровье — это такое состояние, при котором человек не чувствует своего здоровья. Не чувствует — потому и не говорит. А почувствует — обязательно выскажет свое отношение:
— Что-то у меня болит левая нога!
Вместе с тем эта закономерность не только обидна, но и вредна. Надо привыкать чаще говорить:
— Я прекрасно себя чувствую!
— Ты ко мне хорошо относишься!

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Характер и судьба.

Эрнст Тельман, вождь немецкого пролетариата, как-то говорил своим товарищам: «Какой дорогой ты ни пойдешь в будущем, предпосылки твоего поведения заложены в твоем характере… История человека — это его характер».
Но не менее верно и то, что характер человека формируется в его деятельности, в той «дороге», по которой он идет.
Близкий смысл вложен в слова китайской поговорки:
Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу.
А вот как определяет эти понятия наука.
Поступок — это действие или совокупность действий, общественный смысл которых понятен выполняющему их.
Привычка — это действие, выполнение которого стало потребностью.
Характер — это совокупность наиболее устойчивых психических черт личности, проявляющихся в действиях и поступках человека. Очень метко определяет характер известный советский психолог Борис Герасимович Ананьев. Он считает, что характер — это такое проявление личности, «которое выражает основную жизненную направленность и проявляется в своеобразном для данной личности образе действий».
А вот «судьбу» придумали люди слабые, придумали, чтобы оправдать свои плохие поступки, дурные привычки и скверный характер, свалить все с больной головы на здоровую. Правильно говорит пословица: «Всяк кузнец своего счастья».

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Кладовая памяти.

Память
Рассказывают, что один человек, решив пополнить свое образование, стал учить подряд энциклопедию. Однако дошел он от «А» до слова «абсурд»: дальше осилить не мог. Но если бы он и продолжал изучать энциклопедию, проку бы большого не было. Ведь энциклопедия — это справочник, а в основе образования лежит система получаемых знаний.
Главное из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, — ее готовность, умение быстро извлекать из запаса запомненных сведений именно то, что необходимо в данный момент. Есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что-либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное «само лезет в голову». У других багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно.
Хотите, я дам полезный совет?
Нельзя сначала что-то как-то вообще учить, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно смысловым и во время которого сразу устанавливаются связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться.
Читая исторический роман и сопоставляя описанное в нем с учебником истории, мы подготавливаем память, чтобы можно было воспроизвести прочитанное в тех случаях, когда речь зайдет о соответствующем историческом факте.
Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться. Здесь особое значение приобретает способность находить в вещах сходство и различие. «Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует», — рекомендовал Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения.
Систематичность в накоплении знаний более всего помогает развитию готовности памяти.
Запоминая что-либо, надо понимать, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться.

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Узнал.

— Вы меня не узнаете?
— Простите, не узнаю. А где мы с вами встречались?
— А помните, в таком-то городе, в таком-то году?
— А! Так вы…
Запомнить фигуры
Подобный диалог можно услышать довольно часто. Узнавание — это отождествление воспринимаемого в настоящее время с воспринятым раньше. Оно может быть разных степеней — от неясного переживания знакомства с воспринимаемым до полной уверенности в тождестве. Как и в случае приведенного диалога, наводящие вопросы помогают узнаванию.
Покажите кому-либо из ваших товарищей первый рисунок в течение десяти секунд. Потом продемонстрируйте второй рисунок и попросите узнать фигуры, которые изображены и на предыдущем рисунке.
Если вы повторите с одним и тем же человеком свой опыт, число узнанных фигур будет больше. Это произойдет не только за счет повторного восприятия рисунка, помогающего его лучше запомнить, но и благодаря лучшему пониманию задачи и более активному стремлению ее решить. Всегда легче запомнить именно тот предмет, на который, как нам известно, будет дано задание его узнать.
Узнать фигуры
А иногда узнавание может подвести вас, создавая иллюзию знания. Узнает человек что-либо, даже зрительно представит себе написанное здесь — «на странице вверху», и кажется ему, что он все знает.
Знание и узнавание — это совсем не одно и то же, хотя слово «узнал» мы говорим и в том и в другом смысле.
Опыт на узнавание можно провести иначе, одновременно изучив зрительную память.
Заготовьте несколько листков с пустыми клетками по величине второго рисунка, зарисуйте по памяти все, что запомнили, посмотрев на этот рисунок. Потом взгляните еще раз и опять зарисуйте, делайте так до тех пор, пока не запомните всего. Число фигур, запомненных с первого раза, будет характеризовать объем вашей зрительной памяти, а число повторений до полного запоминания — ее быстроту.
Через несколько часов, а лучше на следующий день изобразите опять запомненные фигурки. Узнайте их по рисунку. Сравнив точность запоминания и точность узнавания, можно убедиться, что вторая больше. А если вы повторите попытку воспроизвести и узнать запомненные фигурки через более продолжительный срок, то станет очевидным, что длительность памяти при узнавании больше, чем при вспоминании.
Объем, быстрота, точность и длительность — это основные качества памяти, характеризующие ее продуктивность.

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Напряженность – бич обучения.

Вася не умел плавать, Павлик начал его учить. И вот ловкий волейболист и велосипедист стал похож на деревянную марионетку. Не только в реке, но и на берегу, еще когда он только подходил к воде, движения его становились некоординированными, угловатыми. У Васи
стала появляться напряженность — этот бич освоения новых видов деятельности.
Напряженность — частое явление на первых этапах обучения. Она влечет за собой неуверенность у учеников рабочих, курсантов аэроклубов, начинающих шоферов, молодых педагогов, артистов и так далее. ,
«Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса является мышечная судорога и телесные зажимы… Когда зажимы утверждаются в ногах, актер ходит как паралитик. Когда зажимы в руках, руки коченеют, превращаются в палки, ходят как шлагбаумы. Такие же зажимы со всеми их последствиями бывают в спинном хребте, в плечах… Они в каждом случае по-своему уродуют артиста, мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажимы утверждаются на лице и искривляют его; парализуют или заставляют неметь мимику», — писал об этом состоянии у актера Константин Сергеевич Станиславский.
Вася сам очень хотел избавиться от напряженности, но она не проходила, а даже увеличивалась. Тогда я решил попытаться помочь ему советом, который может пригодиться и читателям.
— Все это, — твердо заявил я, — происходит у тебя от неуверенности в своих силах, от страха утонуть. Войди в воду по грудь. Задержи дыхание и попробуй, нырнув, достать со дна камешек.
Мальчик старательно начал нырять, но вода его выталкивала на поверхность. Он не на словах, а на деле убедился, что человек может держаться на воде и тонет обычно от страха, наглотавшись воды. Мальчик перестал бояться воды, поверил в свои силы, и напряженность прошла. Вскоре он научился хорошо плавать.
скучно
Мы опоздали на поезд, и до прихода следующего пришлось ждать три часа. С кем это не бывало и кто не знает, как это скучно! Вначале заскучали и мы, но скука быстро прошла, как только кто-то спросил: что же такое скука?
- Давайте наблюдать за нашими соседями по вокзалу, — предложил один из нас.
Все охотно согласились, и мы стали обмениваться мнениями.
Вон многодетная мамаша хлопочет с ребятами: одного пеленает, другому нос вытирает, следит тревожным взглядом еще за двумя, все время куда-то убегающими. Я не думаю, что ей скучно, хотя она ждет не дождется поезда. Старшим ее сыновьям-непоседам так интересен окружающий мир, что о скуке не может быть и речи.
В уголке примостилась девушка с книгой. То ли учебник у нее в руках, то ли роман — кто знает? — однако заметно, что читает весьма внимательно. Значит, ей тоже не скучно. Далеки от скуки и те два парня, играющие в карманные шахматы.
Мельком взглянем на юную пару, не сводящую друг с друга глаз: они бы хотели, чтобы до поезда, который их разлучит, была бы вечность. Какая уж тут скука!
А тому молодому человеку, что сидит с ничего не выражающим взглядом, уставившись в одну точку, бесспорно, скучно. Вот он встряхнулся и начал читать… объявление с ценами билетов. Но вскоре опять уставился в одну точку и зевнул. Рядом с ним молодая женщина. Она рассеянно смотрит вокруг и не обращает никакого внимания на свою дочь, девочку лет шести-семи, а та все хнычет:
— Мам, скоро поезд? Ма-а-ам, по-е-езд ско-ро-о?
Им всем скучно.
Так что же это такое — скука?
Представим себе опять-таки, что мы обладаем возможностью наблюдать, что творится в мозгу этих людей. У тех, кому не скучно, мы увидели бы ярко горящие очаги возбуждения, определяющие их корковую нейродинамику. У матери и у ее предприимчивых ребят очаг возбуждения быстрее, чем у остальных, передвигался бы по коре, но у всех у них кора головного мозга была бы в активном состоянии.
У тех же, кому скучно, мы увидели бы растекающееся по коре темное пятно торможения. У хнычущей девочки был бы виден слабо светящийся очаг, слегка вспыхивающий, когда она тянет свой нудный вопрос.
Удобно устроившись, спит чутким старческим сном дедушка. Женщина в спецодежде, с утомленным лицом также клюет носом: ей, видимо, очень хочется спать, но она не может заснуть, так как сидит в неудобной позе. Состояние их корковой нейродинамики подобно описанной выше. А между тем ведь им не скучно, им просто хочется спать. И каждому из нас, когда мы вечером засыпаем, тоже не скучно.
Чувство скуки переживается тогда, когда в отдохнувшую кору головного мозга не поступают раздражения из внешнего мира, но при этом в коре есть очаг, определяющий ожидание чего-либо. Именно он и отличает корковую нейродинамику скучающего от того, кто просто хочет спать. Скука в какой-то степени родственна ожиданию. Она всегда связана с желанием изменить условия и получить возможность активной деятельности. Поэтому у тяжелобольных скуки обычно не бывает, а для выздоравливающих это состояние очень характерно.
Чем богаче внутренний мир человека, тем менее свойственно ему чувство скуки, так как такому человеку легче заполнить какой-либо работой период вынужденного безделья. В истории человечества этот закон проверен на узниках. А сейчас это экспериментально проверяется при отборе и тренировке космонавтов, которых на длительный срок помещают в специальные камеры, полностью изолированные от внешнего мира.

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Робкий и трусливый.

Вот как еще в XVIII веке понимали различие между этими качествами личности, никем и никогда не признаваемыми за добродетели.
«Робкий бежит назад, трусливый не идет вперед; робкий не защищается, трусливый не нападает. Нельзя надеяться ни на сопротивление робкого, ни на помощь трусливого».
Так писал Денис Иванович Фонвизин в «Опыте Российского сословника».

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Смешно.

Бывает так: расскажет человек какую-то историю и сам давится от смеха, а слушателям не смешно. Разное мировоззрение, разные интересы, разный культурный уровень определяют и разное чувство смешного. Культурному человеку не бывает смешна обезумевшая от испуга кошка, которая несется с жестянкой, привязанной к хвосту, а кое-кому это смешно. У англичан даже есть пословица: «Нельзя жениться на девушке, которая не смеется над тем, что вам смешно».
Смех — проявление чувства . смешного — имеет много оттенков и причин для возникновения.
Еще Аристотель рассуждал, что смешное — это какая-нибудь ошибка или уродство, не причиняющее страдания и вреда. Это нечто безобразное и уродливое, но без страдания.
Юмор за шуткой скрывает серьезное отношение к предмету, а ирония шутку скрывает за серьезной формой. И то и другое носит обвиняющий, обличительный, но не злобный характер, присущий насмешке, и лишено горького чувства, присущего сарказму.
Смешливое настроение иной раз держится довольно долго, смех часто возникает по пустяковым поводам. Но он может доходить до величины аффекта в гомерическом хохоте, получившем название от имени творца «Одиссеи» и «Илиады» и означающем нечто огромное, необычайных размеров и силы, подобно героям Гомера.
Замечательное изображение различных оттенков смеха и хохота дано Ильей Ефимовичем Репиным на картине «Запорожцы». Я не могу привести здесь текст письма, которое пишут запорожцы, в силу, так сказать, «специфичности» выражений. Однако можете не сомневаться, запорожцы писали его в ярких тонах, соответствующих картине. И я уверен, что Илья Ефимович тоже читал это письмо. Но ни он, ни я, читая его, не хохотали так, как запорожцы.
Сила чувства смешного и сам смех как его проявление, зависят от того, что именно, в каких условиях и кем воспринимается. Посмотрите на писаря и на правого казака, да и на все другие лица и фигуры — как по-разному они реагируют на письмо! Юрий Михайлович Непринцев на картине «Отдых после боя», более известной под названием «Василий Теркин», мастерски изобразил индивидуальные реакции на юмор рассказчика, различные проявления не только смеха, но и усмешки.
Наконец вспомним еще об одной формуле смеха — о знаменитом гоголевском юморе, который он сам характеризовал как «видимый миру смех сквозь невидимые миру слезы».

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Счастье!

Будьте счастливы! Так часто пишем мы в конце письма и слышим в виде поздравлений.
А в чем счастье?

Счастье

Некоторые считают, что счастье в удовольствии и они правы. Промокнуть под дождем и в итоге оказаться у горящего камина под теплым одеялом – счастье. Глоток воды для умирающего или кусок хлеба для голодного – тоже счастье.
Англичанин Джемс Олбе провел однажды опыт – он вживил в подкорковую область мозга крысы электрод. Самое интересное, что управление экспериментом было доверено самой крысе. Рядом с ней была педалька, с каждым нажатием на которую крыса получала незначительный импульс тока в собственный мозг. Точность физиолога при вживлении электрода была потрясающей – он попал именно в участок мозга, который назвал «центром удовольствия». Эти несколько дней крыса была просто счастлива и успевала нажать на педаль до восьми тысяч раз час. Увлекшись этим делом, крыса забывала есть и довела себя до изнеможения.
Переместив немного электрод, Джемс обнаружил участок, вызывающий чувство неудовольствия. В такой ситуации крысе хватало одного нажатия на педаль, чтобы больше не попадаться на эту удочку.
Смотря на пляшущих от радости крыс, был сделан вывод, что они счастливы своим крысиным счастьем, получаемым разрадами тока. На большее она просто не способна, на то она и крыса.
А разве у нас счастье и есть удовольствие? Конечно же нет – ведь мы не крысы!
Счастье человека – это чувство удовлетворения своей деятельностью, приносящей пользу другим, это чувство творчества, рождающееся в созидательном труде.
Когда результат выполняемой нами работы совпадает с задуманным, у нас психологически появляется чувство счастья. Чем работа существеннее и чем труднее было достичь поставленную цель, тем более счастлив человек, ее достигший.

Будьте счастливы!

По материалам сайта: psyhoweb.ru

Тревожное ожидание.

Почта пришла, но моей приятельнице письма не было. Который день уже она ждала уведомления о получении новой квартиры. Но письма все не было, и день ото дня у нее росло тревожное ожидание, совсем испортившее ей отдых.

Тревожное ожидание

Она похудела, осунулась, стала раздражительной. Ее настроение передалось и другим членам нашей компании. Эмоции хотя и не микроб, но заразительны.
Чувство тревоги, родственное страху, — это ожидание важных для нас событий, исход которых неизвестен и которые потому нас волнуют.
Но вот что оказалось интересным в этой истории. Когда моя приятельница, наконец, получила письмо, где домашние сообщали, что квартиры им не дали, так как появились более нуждающиеся кандидаты, и раньше, чем через полгода, не дадут, настроение у нее… улучшилось.
— Лучше уж знать, что не получили, чем мучиться неизвестностью, — сказала она, — жаль, конечно. Но ведь жили в старой квартире, поживем еще немного.
Тревожное ожидание нередко переживается тяжелее, чем свершившаяся неприятность.

По материалам сайта: psyhoweb.ru